Содержание
Аккумуляторная батарея при неправильной эксплуатации может быстро утратить работоспособность. Чтобы этого не произошло, необходимо периодически очищать ее от пыли и грязи, это уменьшит потери от саморазряда, и поддерживать определённую плотность залитого внутрь электролита. Так же каждый водитель должен уметь определять степень заряда аккумулятора по напряжению с помощью специальной таблицы. Об этом мы и поговорим в данной статье.
Общие сведения
Главные функции АКБ — прокручивание стартера при пуске двигателя, а так же обеспечение нормальной работы электроприборов при выключенном генераторе или при снижении напряжения в бортовой сети. Внутри автомобильной батареи находятся шесть электродов, соединённых в последовательную цепь. Изготовлены они из набора свинцовых пластин, помещённых в специальную жидкость – электролит, состоящий из серной кислоты и дистиллированной воды.
Выпускаются батареи двух типов: необслуживаемые и обслуживаемые. Первые эксплуатируются по принципу – установил и забыл. Их конструкцией обусловлен небольшой процент выкипания воды из электролита и его увеличенный объём, которого хватает на весь срок службы. Второй тип аккумуляторов требует периодического обслуживания, поэтому желательно знать их устройство.
Обслуживаемая АКБ состоит из следующих элементов:
химически стойкий изоляционный корпус;
пластины с отрицательным зарядом;
межэлементный изолятор (сепаратор);
пластины с положительным зарядом;
выводная часть электрода (баретка), являющаяся одновременно стабилизатором положения пластин;
упор (опорная призма);
крышка батареи;
заглушка наливного отверстия;
положительная клемма;
перемычка, соединяющая электроды;
отрицательная клемма.
Проверка при покупке
Определить заряженность аккумулятора можно несколькими, дополняющими друг друга, методами. С помощью нагрузочной вилки замеряется величина тока на клеммах. Ареометр поможет узнать плотность электролита. Самым же быстрым и распространённым способом является замер напряжения на клеммах. Для этого желательно использовать прибор, определяющий сотые доли вольта. Проверка напряжения производится соединением щупов с выводами батареи.
Российский ГОСТ Р 53165-2008 на свинцовые стартерные АКБ регламентирует номинальное напряжение на клеммах при разомкнутой цепи в 12,7 – 12,9 вольт, после суточной выдержки с момента изготовления и при температуре воздуха 25 °С. Именно с такими параметрами аккумулятор отгружается с завода. Если при проверке вольтажа перед покупкой показания прибора менее 12,6 вольт – это указывает на пониженную плотность электролита из-за длительного срока хранения. Такой АКБ требуется немедленная зарядка.
Представленная ниже таблица показывает зависимость заряда автомобильного аккумулятора от величины замеряемого напряжения.
Примечание: российский ГОСТ устанавливает величину напряжения на каждом элементе не менее 2,1 вольта, в общей сложности на батарее получается 12,6 вольт. В некоторых европейских странах существует другой стандарт, по которому эта цифра увеличена до 13,2 вольт, что соответствует 2,2 вольтам на отдельно взятом элементе.
Проверка во время эксплуатации
В процессе эксплуатации необходимо периодически проверять работоспособность аккумулятора. Здесь следует учитывать тот факт, что если заглушить мотор и сразу же провести измерения, результат будет всегда один – батарея в норме. Для достоверности нужно проводить измерения через 6-7 часов после остановки двигателя. Связано это с тем, что во время работы генератора электролит внутри батареи нагревается и поэтому повышается его плотность, тем самым, увеличивается напряжение на её выводах.
К тому же, если аккумулятор не новый, а отработал уже несколько лет, он имеет некоторый ток саморазряда, который будет скомпенсирован подзарядкой генератора. Чтобы уменьшить естественную потерю ёмкости, следует содержать батарею в чистоте. При наличии на ней следов электролита и других влажных загрязнителей, разрядный ток может протекать от плюсовой клеммы на корпус автомобиля.
Ещё один нюанс — АКБ присоединена к бортовой сети, которая даже при выключенном замке зажигания потребляет определённую электроэнергию (магнитола, сигнализация и тому подобное). Поэтому необходимо снять клемму «земля», идущую от корпуса автомобиля к минусовому выводу, до измерения, иначе появится определённая погрешность.
Связь плотности электролита с климатическим районом
Номинальный уровень заряда аккумулятора автомобиля определяется также временем года и климатическим районом, в котором эксплуатируется автомобиль. Россия – это огромная территория с большими перепадами температур в разных концах страны. При эксплуатации аккумуляторной батареи необходимо учитывать это обстоятельство.
Даже если на источнике питания автомобиля установлен глазок-индикатор, нельзя полностью основываться на его показаниях. Наличие такого диагностического средства предназначено только для предварительной проверки и зачастую при падении плотности из-за механического повреждения его цвет не изменяется.
Аккумулятор – один из важнейших элементов системы энергообеспечения машины и вряд ли кому-то захочется в самый неподходящий момент столкнуться с проблемой его разряженности. Чтобы такого не случилось, рекомендуем проводить проверку по напряжению с периодичностью один раз в две недели.
Источник